История стишков-страшилок

Садистские стишки-сташилки представляют собой четверостишия с попарно рифмующимися строчками (реже двустишия), в которых, как правило, рассказывается о гибели или получении увечий главным персонажем.

Эти стишки появились и получили распространение в 80-х годах XX века. Они резко отличаются от обычных анекдотов; как и частушки, имеют стихотворную форму и целиком укладываются в четыре, а реже, в две строки. Необычной, парадоксальной концовки, как правило, не имеют. Кончаются трагическим событием, представленным в нарочито легкой форме, что создает впечатление абсурда. Главными героями в большинстве садистских стишков выступают «маленький мальчик» или «девочка».

По одной версии, жанр создал Игорь Степанович Мальский (23.01.1957—11.08.2004), который с несколькими товарищами по ЛГУ организовал в Старой Деревне «Коммуну имени Жёлтой Подводной Лодки» — один из самых известных впоследствии очагов контркультуры хиппи. Именно там в 1977 г. родился этот новый жанр протестной литературы. Первые четыре написал именно сам Мальский. По другой версии, автором первой стихотворной страшилки был Олег Григорьев («Я спросил электрика Петрова…»). Особую популярность садистские стишки приобрели, когда сформировался образ главного героя большинства стишков — «Маленького мальчика»

Большая часть садистских стишков представляют собой пародии на правила техники безопасности и иллюстрацию трагических последствий вопиющего нарушения этих правил. Имеется тенденция к «модернизации» данных стишков, обусловленная техническим прогрессом.
Садистские стишки отличаются большой вариативностью сюжетов, а также вариантов одного и того же сюжета и даже одного и того же четверостишия.

Объясняя колоссальную популярность и продуктивность этих коротких жутковато-смешных текстов, исследователи в основном сходятся на одной позиции: садистский стишок является жанром «альтернативного фольклора», ярким отличием которого является ирония через гротескные образы, ситуации и интонации черного юмора.
Социально-политические или злободневные мотивы также проникают в садистские стишки и раскрываются в типичном для жанра остро сатирическом ключе. В некоторых стишках можно увидеть хлесткую пародию на господствующую культуру, злорадный диссидентский задор обличения, дискредитацию всего официозного, взрослого, серьезного и т.п.

Мальчик на улице доллар нашел,
С долларом мальчик в «Березку» пошел.
Дедушка долго ходил в Комитет.
Доллар вернули, а мальчика нет

Еще один показательный пример:

Детям страны подавая пример
Интеллигента топтал пионер
Детский сандалик ударил в пенсне
Смерть диссидентам в советской стране!

Стишок предназначен для взрослой аудитории, форма садистского стишка использована взрослым автором для создания «узкокорпоративного» текста, который не имеет никаких шансов попасть в широкую детскую аудиторию. Другой пример:

Красная площадь, трибуны в цветах.
Маленький мальчик в зеленых штанах.
«Волга» проехала, шиной шурша
Напрасно родители ждут малыша

По мнению исследовательницы фольклора Новицкой М.Ю.: «Семидесятые годы, афганская война, перечеркнутые судьбы ”маленьких мальчиков“, росчерком старческой руки лишенные сыновей матери…»
Политическая ирония в садистских стишках, проявляющаяся и в ряде сюжетов, как правило, вторична по отношению к текстам других жанров городского фольклора эпохи застоя – фольклора по преимуществу молодежного, бытующего в среде старших школьников и студентов. Яркий пример тому – группа стишков о неосторожном обращении с «пультом» (управления ядерным оружием) и «красной кнопкой» (запуска ядерных ракет):

Дочка полковника именем Надя
Красную кнопку нажала в Неваде.
С ревом из ямы взлетела махина…
Хорошей страной была Аргентина

Солдаты на пульте капусту рубили,
Какой-то щиточек нечаянно разбили,
Долго смеялись над шуткой в ООН,
В бесплодной пустыне ища Вашингтон

В пределе садистский стишок превращается в жанр быстрого реагирования, предлагающий неожиданную версию «горячего» события в своем, «чернушном» формате. Так появляются стишки с нехарактерным финалом, привязывающим событие сюжета к нашумевшему факту действительности. Таков, например, построенный по известной анекдотической модели текст о знаменитой авиакатастрофе:

Маленький мальчик по крыше гулял,
Маленький мальчик змея пускал.
Дернулась нитка. Заглох вдруг мотор.
Долго в футбол не играл «Пахтакор»

Еще один известный механизм сатирического противостояния официозу – снижение героического образа. В садистском стишке находим целый ряд упоминаний различных персонажей советского пантеона. При этом очевиден и четкий принцип отбора: в стишок попадают имена тех героев, память о которых увековечена в бытовом сознании – исключительно или в частности – в картинах их гибели. Это объясняет странный на первый взгляд ряд, состоящий из Чапаева, Гастелло и Павлика Морозова:

Маленький мальчик по речке плывет
Дедушка Сидор навел пулемет.
К небу взметнулся мальчишеский крик.
«Тоже Чапаев!» – хихикнул старик

Дети на крыше играли в Гастелло:
Лихо летело горящее тело

На полу лежит мальчишка,
Весь от крови розовый.
Это папа с ним играл,
В Павлика Морозова.

Однако иронически сниженное обыгрывание священных имен и связанных с ними героических мотивов не является ни самоцелью, ни элементом жанровой специфики садистского стишка. Место Гастелло легко занимает другой «летающий» персонаж:

Маленький мальчик на крышу залез,
Крикнул: «Я Карлсон!» – и быстро исчез.
Теплая кровь по асфальту течет…
Видно, в моторчике был недочет

Кроме того, в другом случае упоминания этого героического имени налицо самостоятельный сюжет, реализуемый в первом двустишье, к которому в других вариантах присоединяются другие концовки:

Маленький мальчик на лифте катался.
Все хорошо. Только трос оборвался.
В шахте нашли обгоревшее тело…
Все вспоминали про подвиг Гастелло

(другой вариант концовки:) Роется мама в куче костей:
«Где же кроссовки за сорок рублей?»

Вобрав в себя ряд комических приемов, содержательных мотивов детского и взрослого фольклора позднесоветской эпохи, садистский стишок задал оригинальную модель компактную, емкую, стабильную и вместе с тем прозрачную, а потому чрезвычайно привлекательную и удобную для конструирования новых и новых текстов.

По материалам Wikipedia и NetLore

Hosted by uCoz